a

Сальваторе Феррагамо: от мечты к модной империи

Сальваторе Феррагамо

Знаете ли вы, что заставляет биться чаще женские сердца? Пара красивых туфель! А сколько разбитых мужских сердец пало перед восхитительными ножками на высоком каблуке? За этот романтический флер вокруг предмета гардероба стоит благодарить создателя практически всей существующей современной обуви.

Его история — показательный пример того, что одна мечта может создать успешный бренд, который существует уже 90 лет! Сальваторе Феррагамо. Не просто обувщик, сапожник, художник, он новатор и изобретатель, не оставивший равнодушными сердца, да и прекрасные ножки Мэрилин Монро, Одри Хэпберн, Эвы Перон, Софи Лорен, Греты Гарбо и других знаменитых женщин.

Это была мечта

То, что из этого маленького мальчика вырастет обувной мастер с большой буквы, было понятно еще в детстве. Сальваторе родился одиннадцатым ребенком из четырнадцати. Его семья была настолько бедной, что обувь надевалась детьми только по праздникам и выходным.

Несмотря на тяжелое положение родителей, у маленького Сальваторе оставалась одна мечта — стать сапожником. Уже в возрасте 9-ти лет мальчик придумал и сшил свои первые туфли. Однажды одной из сестер будущего кутюрье понадобился наряд и обувь для первого причастия. Семья не могла себе позволить покупку новых туфелек и Сальваторе взялся сшить их. Туфли получились очень красивыми, да и сам процесс так захватил ребенка, что с этого дня Сальваторе решил посвятить свою жизнь только обувному делу.

Не боялись работы и старшие братья: большинство из них эмигрировали в Соединенные Штаты, в 14 лет к ним присоединился и Сальваторе. В 1914 году он обосновался в Бостоне, а спустя время перебрался в Санта-Барбару к брату, работавшему на фабрике ковбойских сапог. Традиционное сапожное ремесло и там продолжало кормить обоих, однако неожиданно вышло на более высокий уровень: Сальваторе попал в киноиндустрию в качестве дизайнера и создателя сценической обуви. Однажды режиссер Сесиль де Милль заказал ему 100 пар ковбойских сапог для боевика. И Феррагамо сделал настолько хорошие сапоги, что с ним подписали контракт на изготовление обуви  для всего фильма. В 1923 году Сальваторе Феррагамо пригласили в Лос-Анджелес, где он и занялся пошивом обуви для звезд.

Трудясь и творя, Феррагамо со временем стал частью кинематографического мира Америки, так же как и Макс Фактор со своим гримом. Создавая обувь для фильмов, он проводил часы и дни в библиотеке, пытаясь выяснить хотя бы примерно, что в то время было модным. Звезды, в прямом и переносном смысле, благоволили ему настолько, что некоторые из артистов стали обращаться с просьбой сшить им обувь и для обычной жизни. Так Сальваторе Феррагамо заработал не только первый капитал, но и определенную репутацию незаменимого в высшем обществе человека.

Ошибки делают нас сильнее

В 1928 году Феррагамо организовал во Флоренции несколько мастерских со штатом в 60 человек. Но гениальный сапожник отнюдь не был финансовым и административным гением. Собственные промахи, высокие налоги, девальвация доллара уже в 1929 году привели его к разорению, а в 1933 году его предприятие объявили банкротом. Возможно, Феррагамо опустил бы руки и вернулся к работе над индивидуальными заказами богатых клиентов. Но за его спиной стояли люди, которые, несмотря на крах первой попытки, готовы были начать все сначала. И через три года Феррагамо снова обосновался на итальянском обувном рынке.

Он часто говорил: «Я никогда не видел хорошей пары обуви, сделанной на машине. Она слишком индивидуальна». Кстати, и сегодня у марки Salvatore Ferragamo существует линия обуви, которую производят вручную.

Совершенству нет предела

Маэстро делал туфли, украшенные алмазами, жемчугом, золотым и серебряным шитьем, стразами и вставками из кусочков зеркал, отделывал кружевом, вытачивал каблуки из всего, что только годится для их изготовления. Его туфли снабжались подкладками из шкур леопарда, питона, кенгуру и антилопы. А когда наскучили драгоценности, в ход пошли раковины, рыбья чешуя и морские водоросли, перья колибри и страуса.

Несмотря на потрясающую красоту его обуви, клиенты жаловались на неудобство. Конечно, можно было ответить, что красота требует жертв, однако дизайнер, привыкший ко всему подходить основательно, решил это исправить.

Как известно, учиться никогда не поздно. Желая создавать не только красивую, но и удобную обувь, Сальваторе Феррагамо стал изучать анатомию в университете Южной Калифорнии. Учеба принесла свои плоды: мастеру удалось создать идеальную колодку. Чуть позже он произвел революцию в ортопедической обуви, вернув многим несчастным способность ходить без палок и костылей.

Кризис — время для инноваций

Пришло время Второй мировой войны. Вся качественная сталь, из которой изготавливались супинаторы для обуви, была реквизирована для нужд военной промышленности. Супинаторы начинают ломаться, каблуки – шататься.

Клиентки приносят туфли на ремонт каждую неделю, а мастер понимает, что такой ремонт — это замкнутый круг. И тогда он решает заполнить пространство между носочной частью туфли и пяткой пробковым деревом из Сардинии. Такие туфли выглядели странно и необычно. Но именно так появилась танкетка, которая вскоре становится модной. Кстати, это его самое известное изобретение.

За свою жизнь Сальваторе Феррагамо зарегистрировал свыше 350 патентов, а в архивах модного дома хранится 14 тысяч эскизов туфель различных стилей.

Именно он изобрёл "плоские" туфли для Греты Гарбо: они ей так понравились, что однажды она скупила 70 пар в бутике Феррагамо.

Владелицей 40 пар стала Мэрилин Монро, после того, как Сальваторе придумал для нее каблук "стилет". К слову, в знаменитой сцене с развевающимся белым платьем из «Зуда седьмого года» на ней были надеты босоножки Salvatore Ferragamo.

В 20-е годы он придумывает сандалии на завязках в древнеримском стиле, которые были сделаны им для одного голливудского фильма. Кстати, металлическую набойку к  каблукам тоже придумал и первым стал использовать именно Феррагамо, за что модницы всего мира должны быть ему премного благодарны.

Своя классификация

Интересно, как Феррагамо классифицировал женщин в зависимости от размера ноги. Если дама носила размер 35-й и меньше, то, согласно Феррагамо, она была Золушкой: женственной, влюбчивой особой, неравнодушной к мехам и драгоценностям. Как Джина Лоллобриджида или Эва Перон.

36-й размер — это Венера: светская, изысканная красотка и в то же время идеальная жена (Мэй Уэст, Елизавета II).

Обладательница 37-го размера и больше называлась, вопреки большим ступням, Аристократкой — чувственной, понимающей, проникновенной, подобно Софи Лорен, Одри Хепберн или Грете Гарбо.

Какие бы модели обуви ни производились под маркой Salvatore Ferragamo, ее символом по сей день остаются туфли на высоком каблуке, являющиеся воплощением женственности и сексуальности.

Сила Клана

После внезапной смерти Сальваторе Феррагамо в 1960 году управление компанией, как это часто бывает у итальянцев, взяла в свои руки его жена – Ванда Милетти Феррагамо. На тот момент ей было 38 лет, и у нее не было никакого опыта управления бизнесом, зато был большой опыт управления детьми, которых у супругов Феррагамо шестеро: Фиамма, Джованна, Ферруччо, Фульвия, Леонардо, Массимо. Благодаря решительному характеру, большому желанию продолжить дело мужа и открывшемуся таланту эффективно вести дела, Ванда Милетти Феррагамо смогла не только сохранить бизнес, но и развить его, усилив влияние марки Salvatore Ferragamo в мире моды. И дети ей в этом очень помогли.

Обязанности между ними распределились следующим образом. Дочери занялись творчеством: Фиамма — обувью и сумками, Джованна — одеждой, Фульвия — шелком, платками и галстуками, а сыновья сконцентрировались на технических моментах — продажах, оптовых поставках, администрировании.

Достигнув преклонных лет, сеньора Феррагамо стала почетным председателем совета директоров компании, большая часть акций которой по сей день принадлежит семье Феррагамо и распределена между более чем 70 наследниками известного обувщика. При этом только трем членам третьего поколения семьи Феррагамо дозволено работать в компании, да и то лишь если они смогут доказать, что этого достойны. Столь строгие условия направлены на то, чтобы избежать усложнения структуры бизнеса, а следовательно, его возможного развала.

История одного талантливого творца — это не просто про высокую моду и популярность в Голливуде. Это про то, как, не думая о славе и успехе, уметь наполнять свое дело любовью, постоянно совершенствуя свои идеи и заражать желанием наследников продолжать строить империю в модной индустрии. Ведь у Феррагамо прослеживается три негласных принципа его успеха: высокое качество, индивидуальный подход и поддержка семьи.

А каких принципов придерживаетесь вы в построении бизнеса?